Версия для слабовидящих

Сведения о школе

Баторов П.П.

НаучноенаследиеП.П. Баторова

Научно-собирательскаядеятельностьПетраПавловичаБатороваподостоинствуещёнеоценена. Долгоевремяегоимявсвязисразличнымисоциальнымипричинаминаходилосьвзабвении, илишьссередины60-хгодовимянашегоземляка, еготруды  сталипредметомизученияэтнографовифольклористов.

НаучноенаследиеП.П. Батороваразнообразноиинтересно. Посвоейтематикеоноохватывает:

1)    этническуюисториюбурят;

2)     шаманистскиеверования;

3)     народныезнания;

4)     традиции, обычаи, обряды;

5)     устноенародноетворчество.

П.П. Баторов, будучивыходцемизэтническойгруппыхонгодоров, преждевсего, интересовалсяисториейсвоихсоплеменников. Этойтемепосвященыработы«ПреданияопереселениихонгодоровизМонголиивЮжнуюСибирь», «Легендаопроисхождениизападныхбурят» идругие. Вместестемонсобиралматериалыиодругихбурятскихродахибурятскомнародевообще, очёмсвидетельствуюттакиестатьи, как«Материалыопроисхожденииагинскихбурят», «Материалыпоораторскомуискусствубурят».

ЗначительнуючастьнаучногонаследияП.П. Баторовасоставляютматериалыпошаманистскимверованиям(«Аларскиетайлаганы», «Бурятскиеповерьяобохолдояхианахаях», «Культорлаусеверобайкальскихбурят», «Волошиныусеверобайкальскихбурят» и«Ехэонгон». Многиеценныематериалыостаютсяещёврукописях.

Баторовскиематериалыошаманизмевключаютвсебямифы, легендыипреданияотэнгэринах, хатах, заянах, различныхэжинах, старцахидухах; сведенияобонгонах, ихпроисхождении, коллективныхичастныхжертвоприношениях, всевозможныхсуевериях; данныеошаманах, ихиерархииипроисхождениишаманскихкорней, обеломичёрномшаманстве.

Ценныйматериалонародныхзнаниях, обрядахитрадицияхпредставленвстатьях«Происхождениемирапосказаниямсеверобайкальскихбурят», «Приметыаларскихбурят, касающиесяпогоды, сельскогохозяйстваиохоты», «Материалыпонародноймедицине», «Народныйкалендарьаларскихбурят», «Конскиебегаискачкиубурят». Данныестатьираскрываютмногиестороныдуховнойжизни, культурыисистемывоспитаниябурятскогонарода.

ВеликизаслугиП.П. Баторова  вразвитиибурятскойфольклористики. Мифы, легенды, предания, песниразличныхжанров, шаманскиепризывания, найгурскиепеснопения, юроолы, загадки, пословицы, поговорки, устныерассказы– всёэтобылообъектомегоизучения. Ксожалению, опубликованалишьнезначительнаячастьсобранногоматериалавзапискахиизвестияхВСОРГО.

ЛичностьП.П. Баторова

Средиисследователей, собирателейпамятниковпоматериальнойидуховнойкультуребурятнарубеже  XIXиXXвековПётрПавловичБаторовпредставляетсобойвесьмаколоритнуюфигуру. ЕгородословнаяберётсвоёначалоотнебезызвестногоисторическоголицаБахакаИрбанова. Баторовзналсвоёгенеалогическоедревовболедесятипоколениях.

Глубокийум, любознательность, кипучаяэнергиябылихарактернымичертаминашегоземляка. Егодомнапоминалмузей, внёмсосредоточиласьбогатаяколлекцияпредметовшаманскогокульта, хорошаябиблиотека, оригинальноесобраниеразновидностейнефрита. Интересуясь  нефритом, П.П. Батороввыдвигалидеюсозданияпредприятияпоразработкенефрита, совершилрядпоездоквСаянывпоискахместорожденийнефрита.

ПётрПавловичбылнезауряднымохотником, лихимнаездником, участвовалвоблавныхохотах, слылметкимстрелком, наскакувалилдикихкоз.

П.П. Баторовзанималсяприродоохраннойдеятельностью. БлагодаряегоинициативеохраняласьсосноваярощавблизиУлзета. Никомунеразрешалосьвэтойрощенетолькодеревосрубить, ноидажесломатьпрутик. ЭтарощавнастоящеевремяназываетсяБаторовской.

В20-хгодахXXвекаП.П. БаторовиегозятьА.Т. Трубачев, первыйминистрздравоохраненияБурятии, сталиинициаторамисозданиякумысолечебницы.

ПолнокровнаяжизньПетраПавловичаБаторова, егоплодотворная: административная, научная, исследовательская  и  хозяйственнаядеятельность– яркийпримерслужениясвоемународу.