Баторов П.П.
НаучноенаследиеП.П. Баторова
Научно-собирательскаядеятельностьПетраПавловичаБатороваподостоинствуещёнеоценена. Долгоевремяегоимявсвязисразличнымисоциальнымипричинаминаходилосьвзабвении, илишьссередины60-хгодовимянашегоземляка, еготруды сталипредметомизученияэтнографовифольклористов.
НаучноенаследиеП.П. Батороваразнообразноиинтересно. Посвоейтематикеоноохватывает:
1) этническуюисториюбурят;
2) шаманистскиеверования;
3) народныезнания;
4) традиции, обычаи, обряды;
5) устноенародноетворчество.
П.П. Баторов, будучивыходцемизэтническойгруппыхонгодоров, преждевсего, интересовалсяисториейсвоихсоплеменников. Этойтемепосвященыработы«ПреданияопереселениихонгодоровизМонголиивЮжнуюСибирь», «Легендаопроисхождениизападныхбурят» идругие. Вместестемонсобиралматериалыиодругихбурятскихродахибурятскомнародевообще, очёмсвидетельствуюттакиестатьи, как«Материалыопроисхожденииагинскихбурят», «Материалыпоораторскомуискусствубурят».
ЗначительнуючастьнаучногонаследияП.П. Баторовасоставляютматериалыпошаманистскимверованиям(«Аларскиетайлаганы», «Бурятскиеповерьяобохолдояхианахаях», «Культорлаусеверобайкальскихбурят», «Волошиныусеверобайкальскихбурят» и«Ехэонгон». Многиеценныематериалыостаютсяещёврукописях.
Баторовскиематериалыошаманизмевключаютвсебямифы, легендыипреданияотэнгэринах, хатах, заянах, различныхэжинах, старцахидухах; сведенияобонгонах, ихпроисхождении, коллективныхичастныхжертвоприношениях, всевозможныхсуевериях; данныеошаманах, ихиерархииипроисхождениишаманскихкорней, обеломичёрномшаманстве.
Ценныйматериалонародныхзнаниях, обрядахитрадицияхпредставленвстатьях«Происхождениемирапосказаниямсеверобайкальскихбурят», «Приметыаларскихбурят, касающиесяпогоды, сельскогохозяйстваиохоты», «Материалыпонародноймедицине», «Народныйкалендарьаларскихбурят», «Конскиебегаискачкиубурят». Данныестатьираскрываютмногиестороныдуховнойжизни, культурыисистемывоспитаниябурятскогонарода.
ВеликизаслугиП.П. Баторова вразвитиибурятскойфольклористики. Мифы, легенды, предания, песниразличныхжанров, шаманскиепризывания, найгурскиепеснопения, юроолы, загадки, пословицы, поговорки, устныерассказы– всёэтобылообъектомегоизучения. Ксожалению, опубликованалишьнезначительнаячастьсобранногоматериалавзапискахиизвестияхВСОРГО.
ЛичностьП.П. Баторова
Средиисследователей, собирателейпамятниковпоматериальнойидуховнойкультуребурятнарубеже XIXиXXвековПётрПавловичБаторовпредставляетсобойвесьмаколоритнуюфигуру. ЕгородословнаяберётсвоёначалоотнебезызвестногоисторическоголицаБахакаИрбанова. Баторовзналсвоёгенеалогическоедревовболедесятипоколениях.
Глубокийум, любознательность, кипучаяэнергиябылихарактернымичертаминашегоземляка. Егодомнапоминалмузей, внёмсосредоточиласьбогатаяколлекцияпредметовшаманскогокульта, хорошаябиблиотека, оригинальноесобраниеразновидностейнефрита. Интересуясь нефритом, П.П. Батороввыдвигалидеюсозданияпредприятияпоразработкенефрита, совершилрядпоездоквСаянывпоискахместорожденийнефрита.
ПётрПавловичбылнезауряднымохотником, лихимнаездником, участвовалвоблавныхохотах, слылметкимстрелком, наскакувалилдикихкоз.
П.П. Баторовзанималсяприродоохраннойдеятельностью. БлагодаряегоинициативеохраняласьсосноваярощавблизиУлзета. Никомунеразрешалосьвэтойрощенетолькодеревосрубить, ноидажесломатьпрутик. ЭтарощавнастоящеевремяназываетсяБаторовской.
В20-хгодахXXвекаП.П. БаторовиегозятьА.Т. Трубачев, первыйминистрздравоохраненияБурятии, сталиинициаторамисозданиякумысолечебницы.
ПолнокровнаяжизньПетраПавловичаБаторова, егоплодотворная: административная, научная, исследовательская и хозяйственнаядеятельность– яркийпримерслужениясвоемународу.