Версия для слабовидящих

Сведения о школе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА среднего общего образования

                   Структура Основной Образовательной программы

1.   Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка

        1.1.1. Нормативно-правовая база организации образовательного процесса.  Функции Основной Образовательной  программы.

         1.1.2. Особенности  Основной Образовательной программы

         1.1.3. Цели  и задачи Основной Образовательной программы

         1.1.4. Общая характеристика школы

         1.1.5. Конкурентные преимущества школы

1.2.    Ведущие целевые установки и основные планируемые результаты.

1.3.   Система оценки достижения планируемых результатов   Основной Образовательной программы

 

 2. Содержательный раздел

 

 2.1. Особенности организации образовательного процесса в ОУ.

2.2. механизмы реализации ООП СОО

2.2.1. Программы учебных предметов

2.2.2. Дидактические формы организации образовательного процесса как средства достижения планируемых результатов ООП СОО

2.2.3. Методическая работа как средство реализации ООП СОО

2.3. Целевая комплексная программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации «Аларский потенциал» (программа прилагается)

2.4. Подпрограммы и проекты.

 

3. Организационный раздел

 

 3.1. Учебный план среднего общего образования . Календарный учебный график.

 3.2. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса

3.4. Управление реализацией программы. Условия реализации ООП СОО.

 

         Образовательная программа среднего общего образования

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Аларская     

средняя общеобразовательная  школа. 

  Пояснительная записка.

Образовательная программа школы - нормативно управленческий документ,набазе которого осуществляется развитие образовательного процесса.В ней аккумулированы основные направления и виды деятельности школы для реализации образовательного заказа государства, социального заказа родителей обучающихся и самих обучающихся, с учетом реальной социальной ситуации села и района, материальных и кадровых возможностей школы.

1.1.1.      Нормативно-правовая база Основной Образовательной программы. Функции программы.

Образовательная программа школы строится на основе важнейших положений:

·                     Конституции  РФ;

·         Закона  РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Конвенции о правах ребенка;

·         идеях федеральной Программы развития образования, изложенных в президентской инициативе «Наша новая школа»;

·         Типового Положения об общеобразовательном учреждении;

·         Устава  школы.

Образовательная программа школы определяет:

·                     цели и содержание образовательного процесса на этапе средней  общей школы, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов, педагогические технологии и учебно-методическую базу реализации учебных программ;

·                     направления и формы воспитательной работы школы для формирования личности обучающегося, отвечающей требованиям государства, социума, родителей, а также готовой к саморазвитию и самосовершенствованию;

регламентирует усвоение образовательной программы, психолого-педагогические процедуры для диагностики образовательных достижений учащихся, а также организационно-педагогические условия реализации учебных программ.

Структура программы.

Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включает:

·         пояснительную записку;

·         планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

·         систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного   общего образования и включает:

·         программу развития у обучающихся общих учебных умений и навыков на ступени  среднего общего образования;

·         программы отдельных учебных предметов, курсов

·         программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихсяна ступени среднего общего образования.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает:

·               учебный план  среднего общего образования школы;

·               систему условий реализации основной образовательной программы  среднего общего образования.

 

1.1.2. Особенности образовательной программы:

·                     сохраняет преемственность с образовательной программой прошлых лет;

·                     определяет взаимосвязь приоритетных целей и задач школы с позиции организационно-педагогического, кадрового и методического компонентов;

·                     отражает особенности учебно-воспитательного процесса с позиции адаптивной  модели образовательного учреждения;

·                     определяет  инновационную деятельность школы и ее результативность;

·                     характеризует механизм реализации образовательной  программы школы с  позиции кадрового состава, методического и материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

·                     способствует активному  использованию современных педагогических технологий;

·                     направляет на предоставление широкого спектра образовательных услуг, дифференцированных как по признакам содержания, так и по признакам обучающих, учебных, воспитательных, развивающих и аутогенных технологий.

 

            При создании настоящей программы учтены пожелания и рекомендации учащихся и родителей в ходе проведения тестирования, устных опросов, мониторинга, которые вылились в своеобразный социальный заказ.                Социальный заказ:

·                    Обеспечение достаточного уровня образовательной подготовки обучающихся для успешного конкурирования на рынке образовательных услуг;

·                    Формирование и развитие ключевых компетентностей обучающихся для успешной реализации личности в современном обществе;

·                    Развитие личности на основе ценностей национальной культуры, региональных и местных традиций;

·                    Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся, с возможным выходом на профильное обучение.

 

            При составлении программы также учтены основные психолого-педагогические характеристики возраста обучающихся на этапе старшей школы. Это:

–                   способность к исследованию;

–                   способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействия;

–                   способность принимать решения;

–                   способность осуществлять принятое решение;

–                   способность постоянно осваивать новые типы деятельности;

–                   чувство ответственности.

 

Исходя из этого, идеальный образ выпускника средней  школы мы видим таким — это успешный, уверенный в себе молодой человек, способный различать собственные замыслы и собственные действия и готовый к соотнесению замыслов и способов, возможностей его достижения, мотивированный на продолжение собственного образования. Он должен ответственно планировать свое будущее.

           

1.1.3.      Цели и задачи Основной Образовательной программы.

Из такого видения образа выпускника школы мы составили основные требования к целям Образовательной программы. Цель:

- выстраивание образовательного пространства (создание условий), адекватного старшему школьному  возрасту.

Задачи старшей школы.

Старшая школа, таким образом, должна создать пространство для решения задач возраста. Для этого должны быть решены следующие задачи:

- создание условий для получения школьниками современного образования, позволяющего выпускнику успешно строить свою дальнейшую образовательную траекторию; позволяющего занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию;

- создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника;

-создание условий для получения старшеклассником социального опыта.

- создание условий для формирования компетентной, духовной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения.

Для достижения цели образовательной программы, регламентирующей приоритетные направления деятельности школы, и выполнения миссии школы были поставлены следующие задачи:

1.                  Реализовать права учащихся на получение качественного образования. Повышение качества обучения на основе совершенствования учебно-воспитательного процесса, активного внедрения современных образовательных технологий;

2.                  Формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;

3.                  Формирование потребности и способностей к самообразованию;

4.                  Формирование валеологической культуры;

5.                  Способствовать развитию дополнительного образования в школе в целях развития всесторонних потребностей обучающихся, формирования имиджа школы как культурного центра села , района, области;

6.                  Использование возможностей социального партнерства в целях воспитания активной, творческой личности;

7.                  Строить воспитательный процесс на базовых ценностях человечества, национальных традициях;

8.                  Предоставление возможности самореализации личности через организацию разнообразной деятельности: интеллектуальной, трудовой, творческой, спортивной;

9.                  Предоставление возможности обучения по выбранным образовательным маршрутам через организацию широкого спектра спецкурсов и организацию индивидуальных и групповых консультаций.

Приоритетные принципы деятельности школы:

1.                 Принцип взаимодействия личностно ориентированной и социально – ориентированной педагогики;

2.                 Принцип приоритета здоровья: «Все имеет смысл, пока мы здоровы»;

3.                 Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни;

4.                 Принцип взаимодействия процессов интеграции и дифференциации в организации образовательно -  воспитательного процесса;

5.                 Принцип уважения личной чести и достоинства каждого участника образовательного процесса;

6.                 Принцип сотрудничества с родителями в деле воспитания и образования детей.

Образовательная программа школы рассчитана на 2013-2015 гг.

 

 

1.1.4.         ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ.

Юридический адрес: 669472, Российская Федерация, Иркутская область, Аларский район, с. Аларь, ул. Советская, 28 «в».

Лицензия: №3146 от 23.08.2010 г.

Свидетельство о государственной аккредитации: №743 от 16.11.2009 г.

Учредитель: Администрация муниципального образования «Аларский район» Иркутской области.

МБОУ Аларская СОШ  осуществляет свою образовательную деятельность на основании:

·                    Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

·                    Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12 марта 1999 года;

·                    Приказа Минобразования РФ от 09.03.04 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

·                    Распоряжений и приказов районного и областного отделов образования;

·                    Устава школы;

·                    Локальных актов школы.

 

1.1.5. Конкурентные преимущества школы.

          Школа располагает рядом сильных сторон, сформированных в предыдущие годы:

- отличается высоким профессионализмом преподавательского состава (они указаны выше). Это в сочетании с эффективным руководством, отличительной чертой которого является демократизм, дает высокие результаты как в учебной деятельности , так и в воспитании и развитии обучающихся. Выпускники школы не только обладают хорошим качеством знаний, которые не раз демонстрировали на предметных олимпиадах и конкурсах, но они, прежде всего, отличаются высоким уровнем социализированности, личностной и гражданской зрелостью, способностью и готовностью к сознательному и ответственному выбору своей жизненной траектории;

- в школе создан  определенный положительный опыт  модели школы с этнокультурным составляющим. Единство усилий педагогического коллектива и социокультурной среды по формированию личности, знающей и уважающей культурные традиции народов, патриотизма и любви к малой родине, приводят в итоге к воспитанию нравственно развитых, социально активных граждан с эмоционально положительным принятием своей национальной идентичности.

1.2.  Ведущие целевые установки и основные планируемые результаты.

   Под ожидаемым результатом реализации образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности учащихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате реализации данной образовательной программы в школе  будут созданы условия, позволяющие им подготовиться к адаптации в условиях рыночных отношений и социальных изменений. В школе учащиеся смогут получить общие знания базового и повышенного уровня, которые в дальнейшем будут затребованы обществом.

Главную цель обучения в средней школе мы видим в образовании, развитии и воспитании личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных жизненных приоритетов, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности, ясно представляющего свое будущее и готового применить усилия по реализации жизненных ориентиров.

Специфичность старшей школы заключается в том, что обучающиеся должны решить задачу образовательного профессионального самоопределения. При этом образовательное профессиональное самоопределение понимается нами не только как четкое представление о профессиональной деятельности, на которую ориентирован выпускник. По нашему мнению, он понимает, каким образом прийти к успешному осуществлению этой деятельности, то есть готов ставить перед собой и искать ответы на вопросы: «Что мне для этого нужно?» Какие у меня есть ресурсы, возможности, средства для достижения этого?» Иными словами, в старшей школе старшеклассник должен научиться ответственно планировать свое будущее. Старшая школа может рассматриваться как этап предпрофессиональной подготовки. Важным в такой ситуации оказывается выбор предметных областей, связанных с будущей профессией. Обеспечение индивидуализации учебного плана старшеклассника, разнообразие предлагаемых спецкурсов – принцип, на котором строится учебная работа (учебный план) старшей школы.

Удержание ответственности является одной из важнейших характеристик взрослости. Поэтому при создании старшей школы, ориентированной на решение задачи введения старшеклассников во взрослую жизнь, необходимо руководствоваться принципом постановки школьника в ответственную позицию.

            Следующим принципиальным моментом является, на наш взгляд, специфический тип отношений между педагогами и старшеклассниками, который должен присутствовать. Они должны строиться на принципах уважения, доверия, ответственности и партнерства.  В связи с этим старшая школа может рассматриваться как пропедевтика, проба партнерских отношений.

 

Государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования. Результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;

2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества;  готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

4) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

5) сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе;

6) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни:

7) осознанный выбор будущей профессии;

8) умение самостоятельно определять цели и составлять планы их выполнения;

9) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

10) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.

           

            В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

- основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

- основы ценностных суждений и оценок;

- уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

- основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

       Предметные результатыосвоения основной образовательной программы среднего  общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

 Предметные результаты изучения предметной области "Филология" должны отражать:

Русский язык и литература(базовый уровень):

1) сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

2) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

3) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

4) владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

5) владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов;

6) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

7) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского и родного языка;

8) сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития;

9) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

10) способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

11) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

12) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; развитие собственного стиля и применение полученных знаний в речевой практике.

Иностранный язык  (базовый уровень):

1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации;

2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения;

4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Общественные науки

История(базовый уровень):

1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность представлений о методах исторического познания;

4) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

5) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

6) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Обществознание(базовый уровень):

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

География(базовый уровень):

1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использования карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Математика и информатика

Математика(базовый уровень):

1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимания возможности аксиоматического построения математических теорий;

3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

4) владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем, использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;

6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;

8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

Информатика(базовый уровень):

1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

2) владение навыками алгоритмического мышления и пониманием необходимости формального описания алгоритмов;

3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

4) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;

7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Естественные науки

Физика(базовый уровень):

1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Химия(базовый уровень):

1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;

5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Биология(базовый уровень):

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура

Предметные результаты изучения учебных предметов "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Физическая культура" должны отражать:

Основы безопасности жизнедеятельности

1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

2) сформированность гражданской позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе и защите Отечества;

3) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

4) сформированность личной гражданской позиции отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

5) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

6) знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

7) негативное отношение к наркомании, алкоголизму, токсикомании как к факторам, пагубно влияющим на здоровье человека и исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

8) знание основных мер защиты и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в области гражданской обороны;

9) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также используя различные информационные источники;

10) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

11) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

12) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

13) владение основами медицинских знаний (девушки) и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Физическая культура

1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;

2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;

3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;

4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;

5) владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта; активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.

 Предметы МХК и Технология должны обеспечить:

1) удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;

2) развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

3) развитие навыков самообразования и самопроектирования;

4) углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

5) совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Предметные результаты изучения предметов МХК и Технология должны отражать:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения предмета: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству,  эффективному  решению  (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

 

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение к другим народам;

–                    экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

 

Освоение обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Предметом государственной (итоговой) аттестации выпускников является достижение ими предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии требованиями к уровню подготовки выпускников.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся осуществляется в форме Единого государственного экзамена и (или) государственного выпускного экзамена. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

 

           

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов Основной образовательной программы.

            Обучение, дающее гарантированный результат - тот идеал, к которому стремится педагогический коллектив школы.  Образовательный мониторинг - действенный механизм управления школой, качеством образования. Под образовательным мониторингом понимают  систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.

Цель мониторинговых исследований:обеспечение руководства школы комплексной информацией о состоянии общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся, успешности процесса социально-психологической и профессиональной адаптации молодежи с целью принятия управленческих решений по улучшению педагогического руководства образовательным процессом и процессом социально-профессиональной адаптации.

Объекты мониторинга в  школе:

-                     результативность учебного процесса;

-                     развитие  учебной  деятельности обучающихся;

-                     развитие личности обучаемых;

-                     социально-психологическая адаптивность,

-                     социально-демографический статус обучающихся;

-                     профессиональное развитие педагога.

     Оценка качества знаний и умений учащихся 10-11 классов проводится в виде: предварительных, текущих, тематических, итоговых контрольных мероприятий. Методы и приемы контроля: устные, письменные,  практические (работы), тесты.

Достижения учащихся 10-11 классов определяются:

·      по результатам контроля знаний,

·      по динамике успеваемости от полугодия к окончанию года,

·      по результатам экзаменов.

Формы итогового контроля в 10 классах:

·      итоговая контрольная работа;

·      итоговый опрос (письменный или устный);

·      тестирование;

·      зачет.

Материалы итогового контроля учащихся разрабатываются учителями школы, обсуждаются на заседаниях методических объединений, согласовываются с администрацией.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего  общего образования включает две составляющие:

·               результаты промежуточной аттестации обучающихся, проводимой образовательным учреждением самостоятельно;

·               результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Итоговая аттестация выпускников 11 класса проводится на основе ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», иных нормативных актов, распоряжений Министерства образования и науки  Иркутской области, Комитета по образованию МО «Аларский район».

 

            Критерии, по которым мы оцениваем достижение результатов учащимися средней школы:

–                    результаты успешности в учебной деятельности (оценивание по предметам учебного плана, результаты проектной деятельности,  результаты промежуточной аттестации, результаты государственной  итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы - ЕГЭ);

–                    результаты внешнего мониторинга;

–                    результаты участия в предметных олимпиадах, НПК;

–                    результаты участия в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях;

–                    результаты обучения выпускников в старшей школе, техникумах, колледжах;

–                    участие учащихся в школьных мероприятиях (конкурсы, праздники, акции, выставки);

–                    удовлетворенность родителей работой школы (по результатам анкетирования, отзывам родителей, социума);

–                    результаты адаптации детей к школе;

–                    мониторинг здоровья учащихся.

           

            Для педагогов, работающих в старшей школе, классных наставников критериями успеха являются:

–                    сохранение учебной мотивации обучающегося на протяжении всех лет обучения в школе;

–                    повышение успеваемости;

–                    участие ученика в жизни класса, школы;

–                    участие учеников  в работе кружков, секций, клубов, факультативах, олимпиадах, конкурсах;

–                    успешное выполнение учащимся принятой им личной образовательной программы;

–                    успешное окончание учащимся школы;

–                    достаточное овладение учащимися навыками самостоятельности.

 

            Для родителей учащихся важными критериями успешности обучающегося являются:

–                    создание условий для успешного и качественного обучения (организация учебного и внеучебного пространства, наличие курсов по выбору, мастерских, факультативов, клубов, кружков);

–                    результаты оценивания ребенка по предметам (результаты успеваемости по годам);

–                    проявление интереса и желание учащегося посещать занятия (анализ пропусков занятий учащимся);

–                    результаты успешного выступления учащегося в олимпиадах, конференциях, конкурсах, спортивных соревнованиях (занятые призовые места);

–                    успешное продолжение обучения  выпускника — в ВУЗах, техникумах;

–                    информация об участии ребенка в общественной жизни класса, школы (по результатам проведенных мероприятий);

–                    успешное выполнение учащимся личной образовательной программы (по результатам планируемых достижений);

–                    создание благоприятного микроклимата в коллективе (анализ ситуации в классе, школе).

 

            Для ученика критериями его успешности являются:

–                    успешность его в учебной и внеучебной деятельности;

–                    успешное выполнение личной образовательной программы (самоанализ учащегося в беседе с классным руководителем, администрацией школы, родителями);

–                    признание его успешности педагогами и сверстниками, родителями, социумом;

–                    достижение учащимся поставленных целей после окончания обучения в ступени, школе;

–                    желание и интерес учащегося посещать школу.

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы  должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Основными критериями эффективности Образовательной программы являются:

- успешное, соответствующее возрастной динамике освоение старшеклассниками образовательных программ, успешное прохождение государственной итоговой аттестации (ЕГЭ);

- успешное дальнейшее образование, их жизненная успешность;

- успешность педагогов ступени в их профессиональной деятельности;

- партнерские отношения с родителями в образовании старшеклассников.

 

 

2. Содержательный раздел

2. 1. Особенности организации образовательного процесса в ОУ:

    Система условий реализации основной образовательной программы  базируется на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:

• анализ имеющихся в школе условий и ресурсов реализации Основной Образовательной программы основного общего образования,  среднего   общего образования;

• установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;

• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;

• разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий.

 

            Особенностями, влияющими на образовательный процесс, являются следующие:

- поликультурность образования;

- сложный характер социальных отношений, многоаспектность взаимоотношений, необходимость воспитания толерантности;

- актуализируется проблема сохранения физического и нравственного здоровья, формирования стереотипа здорового образа жизни; наличие большого числа факторов, негативно влияющих на состояние учащихся, их развитие.

           Особенности построения образовательного процесса в школе связаны с территориальным расположением, сформированным социумом и факторами влияния социума на обучающихся, сложившимися социальными группами семей обучающихся.

Факторами, влияющими на формирование реального образовательного пространства школы, являются следующие:

- состояние социальной среды, негативно влияющей на поведение и развитие детей и подростков: безработица и наоборот большая занятость родителей или иных представителей детей, влекут за собой нестабильность семьи и семейных отношений, рост социальной агрессии, экономические проблемы и т.д.;

- ослабление в молодежной среде ценностного отношения к своему здоровью, низкий уровень развития культуры самосохранения; бесконтрольное влияние средств массовой информации на формирование у учащихся социальных образов;

- внутришкольные тенденции, связанные с интенсификацией умственной деятельности учащихся (повышенный объем учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени), постоянное эмоциональное напряжение (стрессовые ситуации,  несформированность коммуникативных навыков общения), большой контраст уровней знаний учащихся, требующий одновременно особого внимания к слабо и сильно успевающим учащимся;

- наличие социально дезадаптированных семей, не создающих необходимые условия для обучения и воспитания ребенка;

- в школе существуют группы детей, имеющих разный социальный статус, условия проживания и деятельности: семьи интеллигенции; семьи из сферы бизнеса и торговли, многодетные семьи.

            К факторам, положительно влияющим на построение образовательного пространства, следует отнести:

- богатые традиции, заложенные ранее;

- сотрудничество с социумом: сельским Домом культуры, сельской бибилиотекой, сельским музеем;

- достаточно развитая сеть дополнительного образования;

- большой профессионализм, опыт педагогического состава, продуктом которого являются высокие достижения обучающихся. Возросла конкурентоспособность ОУ:

 - увеличивается количество учащихся из соседних школ;

 - увеличивается число выпускников, поступающих в престижные учебные заведения, в том числе на бюджетной основе;

 - растет результативность участия учащихся в различных интеллектуальных и творческих конкурсах;

 - имеют положительную динамику качественные показатели школы, в том числе результаты ЕГЭ.

 

Таким образом, при построении Основной образовательной программы мы учли все факторы, влияющие на образовательный процесс, и поставили перед собой задачу: обеспечить работу школы в режиме развития.

           

      Учитывая социокультурные особенности, социальный заказ родителей и учащихся мы пришли к концепции развития школы как школы с индивидуализированным образовательным процессом.

Основные положения концепции:

     - Усиление в  содержании учебно-образовательного процесса школьного компонента, направленного на обеспечение образовательных запросов обучающихся;

     -  Постоянный учет образовательных потребностей и запросов обучающихся через анкетирование, проведение опросников для формирования оптимального для каждого ученика образовательного пространства;  

- Принцип психологического комфорта, который складывается из стиля взаимоотношений  учеников и взрослых в школе, учеников друг с другом, атмосферы дружелюбия;

- Принцип здоровьесберегающего образования. Этот принцип особенно актуален на выпуске из школы, когда выпускник испытывает огромное эмоциональное напряжение в связи с приближающейся государственной итоговой аттестацией.

 

     - Создание системы воспитательной работы и работы с родителями учащихся в направлении профессионального и жизненного самоопределения.

 

2.2. Механизмы реализации ООП СОО

 

2.2.1. Программы учебных предметов являются основным средством достижения планируемых результатов ООП СОО. Успешное овладение предметно-содержательным материалом учебного плана  составит условие формирования научного мировоззрения, условие для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику поступить и успешно обучаться в выбранном ВУЗе. На основе сформированного научного мировоззрения ученик будет занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию. Содержания учебных предметов представлены в рабочих программах по предметам. Кроме программ, реализующих федеральный и региональный компоненты учебного плана, это программы спецкурсов, факультативных курсов, разработанных и адаптированных учителями в соответствии с заказом потребителей (обучающихся).

 

 

 2.2.2. Дидактические формы организации образовательного процесса как средства достижения планируемых результатов ООП СОО

Большую роль в формировании у обучающихся всех видов компетентностей, в их развитии и уровне социализации играют педагогические технологии как средства формирования общих умений  и навыков. В связи с этим педагогический коллектив с 2011года работает над методической темой «Формирование ключевых компетенций обучающихся на основе применения современных педагогических технологий».  Системно-деятельностный принцип организации учебно-воспитательного процесса создает условия для формирования всех видов компетентностей.

Урок – важный элемент образовательного пространства. Наряду с предметным содержанием, в старшей ступени большое значение имеет метапредметное содержание урока. Урок имеет целью развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей, универсальных способностей к исследованию, эффективной коммуникации и организации взаимодействия. Ученики активно осваивают такие учебные формы, как лекции и семинары, зачеты, практикумы,  лабораторные работы, консультации. Используются и такие формы работы, как эссе, ролевая игра, научная конференция, пресс-конференция, диспут, дискуссии.

Спецкурсы являются пространством сотрудничества учителей и учеников, «выращивания» собственных результатов образования – творческих работ, социальных практик, проектов.

Консультация – дополнительная к уроку форма работы учителя и ученика, предназначенная для тренинговых занятий по учебным умениям, для ответов на вопросы, возникшие в связи с трудными темами, домашними заданиями и творческими работами.

Домашние работы по преимуществу рассчитаны на самостоятельную, поисковую, творческую, исследовательскую работу , на понимание, осмысление учебного материала, на расширение знаний в интересуемой области.

Современные педагогические технологии предполагают  такие формы работы, как учебное сотрудничество, совместная деятельность, дискуссии, применение рефлексии.

Учебное сотрудничество

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных и учебно-познавательных навыков происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

·      распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

·      обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

·      взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;

·      коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

·      планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем;

·      рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Совместная деятельность

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Цели организации работы в группе:

·      создание учебной мотивации;

·      пробуждение в учениках познавательного интереса;

·      развитие стремления к успеху и одобрению;

·      снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

·      развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

·      формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции – руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.

Дискуссия

Диалог обучающихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы обучающихся со своей и чужой точками зрения может стать письменная дискуссия.

Устная дискуссия помогает подростку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой.

Рефлексия

В наиболее широком значении рефлексия рассматривается как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту делать собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования. Задача рефлексии – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.

Формирование у подростков привычки к систематическому развёрнутому словесному разъяснению всех совершаемых действий способствует возникновению рефлексии. В конечном счёте рефлексия даёт возможность человеку определять подлинные основания собственных действий при решении задач.

 

Образовательный процесс  строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Усилия педагогического коллектива направлены на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы.  В качестве ведущих технологий используются следующие педагогические технологии:

Информационно-коммуникационные технологии

Технологии, основанные на использовании в учебном процессе ПК для мониторинга и диагностики, реализации индивидуального обучения, мультимедийного моделирования, проектирования.

Технологии проблемного обучения

Широко используемая в образовательном процессе школы технология ориентирована на освоение способов самостоятельной деятельности при решении проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. На основе этой технологии создана система вариативных форм самостоятельной исследовательской работы, проводимой в учебное и внеучебное время.

Здоровьесберегающие технологии

Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку.

Технологии уровневой дифференциации и дифференциации по интересам

Технология используется на всех ступенях обучения и способствует повышению уровня мотивации обучения и познавательного интереса. Образовательное пространство школы дает учащимся возможность выбора и проявления своей индивидуальности, предоставляет необходимые условия для развития творческих способностей. Эта технология реализуется через введение спецкурсов, работу клубов и кружковую работу и направлена на углубление содержания образования.

Технологии коллективного способа обучения

Технология используется на всех ступенях обучения практически по всем предметам. Данная технология часто сочетается с интеграцией содержания образования.

- Технология педагогических мастерских.

Технология наиболее активно используется на  старшей ступени обучения. Она позволяет ученикам самим моделировать учебный процесс, разрабатывать идеи и реализовывать их.

- Технология проектной деятельности.

Широко используется в образовательном пространстве школы, развивает самостоятельность обучающихся, их познавательные и творческие способности.

            Наряду с активными и интерактивными формами организации урока (игра, диалог, дискуссия, экскурсия и т.д.) практикумы и лабораторные работы являются теми дидактическими формами, при помощи которых могут быть реализованы подходы к преподаванию предметов в старшей школе. Необходимо сохранить и индивидуальные коррекционные занятия, поскольку уровень подготовки разный.

 

2.2.3.Методическая работа как средство реализации ООП СОО.

 

Одним из условий готовности школы к реализации Основной Образовательной программы  является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации программы.    

    Система методической работы – условие развития личностно-ориентированного образовательного пространства.

            Исходя из этой идеи, методическая работа должно моделироваться как система, в которой учитель школы обязан отличаться творчеством, гуманистической направленностью, умением создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую среду, владеть разнообразными педагогическими технологиями, проявлять заботу о развитии и поддержании индивидуальности каждого ребенка, иметь ценностное отношение к ученику.

Цели методической работы:

            1.Обеспечение научных подходов к организации образовательного процесса в школе.

            2.Повышение и совершенствование профессионального уровня педагогического коллектива.

            3.Анализ результативности образовательного процесса.

Задачи методической работы:

Внедрение в практику прогрессивных управленческих и педагогических технологий;

Совершенствование планирования,

Совершенствование видов и форм диагностики и контроля;

Совершенствование аналитической деятельности;

Активизация работы ШМО, опытно-экспериментальной деятельности;

Совершенствование информационного обеспечения;

Совершенствование творческой исследовательской деятельности школьников;

Освоение и внедрение в практику компьютерных технологий.

Направления методической работы:

1.Организационное обеспечение научно – методической работы.

2.Технологическое обеспечение образовательного процесса.

3.Контроль, диагностика, анализ результативности.

4.Информационное обеспечение и исследовательская деятельность учащихся.

5.Создание условий для развития способностей учащихся.

Традиционные мероприятия:

1.  Заседания методических объединений учителей.

2. Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.

3. Участие педагогов в проведении педагогических и методических советов, мастер-классов, круглых столов, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям  реализации программы.

4. Деятельность педагогического коллектива, направленная на повышение качества учебно-воспитательного процесса

 

 

2.3. Целевая комплексная программа гражданского и духовно-нравственного развития, воспитания  и социализации учащихся школы«Аларский потенциал»

(программа прилагается)

2.4. Проекты и подпрограммы.

 

Направление работы

Проект

Содержательные характеристики

Образовательные программы.

Учение с увлечением

Разработка инновационных  программ учебных курсов, позволяющих обучающимся расширять и углублять знания в выбранных предметных областях.

совершенствование содержания образовательных программ (создание адаптивных программ);

создание индивидуальных образовательных маршрутов:

- углубления и расширения знаний в отдельных областях (IIIступень);

- возможность индивидуальных консультаций.

 

Исследовательская деятельность обучающихся

Храни свои корни

Совершенствование исследовательской , проектной деятельности обучающихся;

изучение истории, культуры Родины, народа, края;

проведение НПК;

участие в НПК различного уровня;

социализация школьников.

Работа с обучающимися с высокой мотивацией

Одаренные дети

Подготовка к олимпиадам различного уровня;

Работа в предметных кружках, клубах;

Развитие интеллектуальных, творческих, спортивных способностей;

Создание условий для самореализации школьников;

Участие в творческих, культурных , спортивных мероприятиях, в федеральных, муниципальных проектах.

Повышение квалификации педагогов

В мастерстве учителя — успех ученика

Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации;

методическая помощь в аттестации учителей;

создание системы непрерывного повышения педагогического мастерства через эффективную школьную методическую работу;

обобщение опыта учителей;

участие в профессиональных конкурсах;

работа с молодыми специалистами;

использование современных педагогических технологий:

-  ИКТ- технологии;

-технология проектной деятельности;

-Технология коллективноговзаимообучения (КСО);

-Блочно-модульное обучение;

 

 -Тренинго-игровая технология; -

 

Технология педагогической мастерской;

-Технология решения учебных задач.

Работа по обеспечению комфортной образовательной среды

Безопасное детство. Здоровье.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

профилактические и коррекционные программы;

использование методик здоровьесберегающего обучения;

снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий;

изучение предметов по выбору;

обеспечение эстетической среды с соблюдением санитарно-гигиенических норм;

Обеспечение горячего питания школьников;

Обеспечение подвоза обучающихся.

Работа по развитию материально-технической базы

Лучшая школа

Обновление и пополнение компьютерного класса (компьютеры, интерактивная доска, веб – камеры, мебель);

 

Приобретение спортивного инвентаря и оборудования;

 

Обновление и пополнение учебно – методических пособий библиотеки;

 

Приобретение технологического оборудования, мебели, посуды в школьную столовую;

 

Новое оборудование в учебные мастерские и кабинет обслуживающего труда;

 

Оборудование для игровой комнаты для учащихся начальных классов;

 

Оборудование кабинета психологической разгрузки.

 

Оборудование для оснащения медицинского кабинета;

 

Обновление школьной мебели в учебных кабинетах.

 

 

 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Учебный план школы. Календарный учебный график.

 

                Учебный план на 2013 -2014 учебный год. Среднее полное образование.             

Инвариантная часть

Образовательная

область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего по ступени

С учетом деления

10 -21уч.

*

11- 15уч.

*

Филология

Русский язык

1

1

1

1

2

2

Литература

3

3

3

3

6

6

Иностранный язык

3

6

3

3

6

9

Математика

Алгебра

2

2

3

3

5

5

Геометрия

2

2

2

2

4

4

Информатика и ИКТ

1

2

1

1

2

3

Обществознание

История

2

2

2

2

4

4

Обществознание

2

2

2

2

4

4

География

2

2

 

 

2

2

Естествознание

Биология

1

1

1

1

2

2

Физика

2

2

2

2

4

4

Химия

1

1

2

2

3

3

Искусство

Мировая художественная культура

1

1

1

1

2

2

Технология

Технология

1

2

1

1

2

3

Физическая культура

3

6

3

6

6

12

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

2

2

Итого

28

36

28

31

56

67

Региональный компонент

1

1

1

1

2

2

Регионоведение

1

1

 

 

1

1

Практическая психология

 

 

1

1

1

1

Компонент ОУ

8

8

8

8

16

16

Алгебра и начала анализа

1

1

 

 

1

1

Избранные вопросы математики

 

 

1

1

1

1

Органическая химия

1

1

 

 

1

1

Глобальная география

 

 

1

1

1

1

Право и правовая культура

1

1

 

 

1

1

Введение в экономику

 

 

1

1

1

1

Уровни организации живой природы

 

 

1

1

1

1

Клетки и ткани

1

1

 

 

1

1

Секреты языка

 

 

1

1

1

1

Человек.Общество.Государство

0.5

0.5

 

 

0.5

0.5

Практикум «Я и общество»

 

 

1

1

0.5

0.5

Геометрические преобразования графиков

1

1

 

 

1

1

Дискуссионные вопросы в изучении истории Отечества

0.5

0.5

0.5

0.5

1

1

Практическая стилистика

1

1

 

 

1

1

Исследование информационных моделей

0.5

0.5

 

 

0.5

0.5

Простое решение непростых неравенств

 

 

0,5

0,5

0,5

0.5

Английский каждый день

0.5

0.5

0.5

0.5

1

1

Решение нестандартных задач по химии

 

 

0,5

0,5

0,5

0,5

Предельно допустимая аудиторная нагрузка

37

45

37

40

74

85

С учетом деления на группы

37

45

37

40

74

85

Итого суммарное количество часов

37

45

37

40

74

85

 

 

 

Школа  работает в режиме  6-дневной рабочей недели для учащихся 10-11 классов. Школа работает в одну смену. Начало занятий в 8.30. Окончание занятий: 6-й урок – 13.40. Продолжительность уроков в первом классе составляет 35 минут, в остальных классах – 40 минут. Расписание занятий предусматривает перерывы достаточной продолжительности для отдыха и питания в соответствии с санитарными нормами.

 

1-я перемена – 10 минут

4-я перемена – 10 минут

2-я перемена – 20 минут

5-я перемена – 10 минут

3-я перемена – 20 минут

 

 

            Расписание занятий составляется согласно нормам максимального объёма учебной нагрузки и соответствует требованиям СанПин.Спецкурсы, элективные курсы и факультативные курсы проводятся  после окончания основных уроков (во внеаудиторное время) и по субботам.

Годовой календарный график работы образовательного учреждения:

Учебный год (34 учебные недели) поделен на 4 четверти:

1 четверть: с 1 сентября по 31 октября – 9 учебных недель

2 четверть: с 10 ноября по 30 декабря – 7,5 учебных недель

3 четверть: с 13 января по 22 марта – 10 учебных недель

4 четверть: с 1 апреля по 30 мая  - 7,5 учебных недель

 

 

3.3. Управление реализацией Программы. Условия реализации ООП СООО.

Управление МБОУ Аларская СОШ  осуществляется в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и  здоровья человека, свободного развития личности.  Школьный коллектив, объединяющий обучающихся и сотрудников школы, осуществляет свои задачи во взаимодействии с родителями и общественностью. Формами самоуправления школы являются: Педагогический совет, Общее собрание Учреждения, Совет школы – орган ученического самоуправления. Из числа родителей, обучающихся, педагогов, представителей организаций и общественности избирается Управляющий совет.Таким образом, к управлению школой привлекаются все участники образовательного процесса. 

Первый уровень (уровень стратегического управления) состоит из директора школы, Управляющего совета, Общего собрания Учреждения, педагогического совета,  общешкольного родительского комитета которые совместно определяют  стратегию развития школы, вопросы организации образовательного и воспитательного процесса, развития материальной базы школы. Конкретные функции и задачи коллегиальных органов управления школой определены в локальных актах школы. Второй уровень (уровень тактического управления) – уровень заместителей директора школы, функциональные обязанности которых определены должностными инструкциями.Третий уровень (уровень оперативного управления)  состоит из постоянно действующих  Методического совета и его структурных подразделений -методических объединений учителей, создаваемых временных творческих групп учителей, и других функциональных служб, а также педагогов. Их деятельность  определяется локальными актами – положениями и должностными инструкциями.

Структура ученического самоуправления строится на 3-х уровнях: на первом - базисном - ученическое самоуправление в классном коллективе, на втором –  ученический «Школьный парламент», на третьем – участие в коллегиальном Управляющем совете. 

Оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результатах итоговой аттестации обучающихся, изучения уровня воспитанности обучающихся, а также по результатам, достигнутым обучащимися на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.п. 

В целом, для обеспечения успеха в перспективном осуществлении приоритетных направлений Образовательной программы школа предполагает:

  • систематическую диагностику и коррекцию школьных преобразований и средств их осуществления;
  • систематическое использование в системе внутришкольного управления механизма стимулирования.

Практика использования различных диагностических методик – новое направление в мониторинге школы. Стоит задача его реализации. Результаты диагностических мероприятий будут систематически выноситься на обсуждение на методических объединениях, совещаниях при директоре, педагогических советах.

Аналитическая работа администрации школы по результатам внутришкольного контроля – важнейший критерий внесения изменений и корректив в образовательную и воспитательную работу всех сотрудников школы по всем основным направлениям работы.

Школа располагает всеми условиями для реализации ООП ООО. Информационно-образовательные ресурсы:

·         имеется кабинет информатики и ИКТ, насчитывающий 13 компьютеров на 12 рабочих мест;

·         используются в учебных целях 15 компьютеров в других учебных кабинетах;

·         школа подключена к локальной сети, тип подключения – спутниковый;

·         в учебно-воспитательных целях используются ОЭР;

·         школа имеет собственный сайт в сети Интернет;

·         Книжный фонд школьной библиотеки составляет 14 200 книг, брошюр, учебно-методической литературы, в том числе 3 090 учебников.

 

Материально-технические условия осуществления образовательного процесса. Школа имеет:

·         16 учебных кабинетов;

·         Учебные мастерские для обучения мальчиков, в котором есть слесарный станок, столярные станки – 8 единиц, инструменты для уроков и внеурочной деятельности;

·         Кабинет обслуживающего труда с наличием печи, швейных машинок – 4 единицы, инструменты для уроков и внеурочной деятельности;

·          Спортивный зал;

·         Школьный стадион;

·         Столовую с числом посадочных мест -96;

·         Технологическое оборудование в столовой -2 печи промышленного типа, 2 духовых шкафа, 2 холодильные установки;

·         Библиотеку;

·         Актовый зал;

·         Летнюю спортивную площадку.

 

Кадровые условия реализации ООП ООО:

·         Количество педагогов, работающих в 10-11 классах – 22, в том числе 1 директор школы и 2 заместителя,  педагог-психолог.

·         18 учителей, одна из них совмещает должности социального педагога.

                         Из числа педагогов имеют:

·         Высшее образование – 20 педагогов (90%);

·         Высшую категорию – 9 педагогов (40,9%);

·         Курсовую подготовку – 100%.

Психолого-педагогические условия:

В школе работает специалист педагог-психолог с высшим образованием. Имеется программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, включающая разделы – коррекционный, развивающий, просветительский.

Педагогический коллектив школы считает, что в результате реализации данной программы удастся:

  • обеспечить доступность, качество и эффективность образования;
  • повысить уровень обученности, интеллектуального развития, физического здоровья учащихся;
  • повысить уровень общей культуры учащихся;
  • повысить уровень социализации выпускников школы, качественно подготовить их к жизнедеятельности после школы;

·         создать единое образовательное пространство, способное выполнить социальный заказ родителей и общественности.