РП по физической культуре для основной школы (5-9 классы)
Пояснительная записка к рабочей программе 5-9 классов
Данная программа разработана на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич- М. Просвещение 2009. 6-е издание) и является частью Федерального учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенности школы. Настоящая программа описывает содержание основных форм физической культуры в 5-9 классах, состоящих из четырех взаимосвязанных частей:
§ уроки физической культуры;
§ физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня;
§ внеклассная работа;
§ физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должны создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ученика, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредствам формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
§ укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
§ обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
§ развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
§ приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
§ воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышение работоспособности и укрепление здоровья;
§ содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Урок физической культуры – основная форма физического воспитания в образовательных школах. Уроки являются обязательными для всех учащихся. Важнейшими требованиями к уроку физической культуры являются:
§ обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности;
§ достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной, инструктивной направленности учебных занятий;
§ формирование у учащихся навыков и умения самостоятельных занятий физической культурой;
§ приобщение к самостоятельному выполнению физических упражнений.