Версия для слабовидящих

Сведения о школе

Пояснительная записка к учебному плану МБОУ Аларская СОШ на 2020-2021 учебный год

Учебный планМБОУАларская СОШ– нормативный правовой акт, устанавливает  перечень предметов,  распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам, обеспечивает образовательные потребности обучающихся, в том числе в изучении учебных курсов этнокультурной направленности, фиксирует объем учебной нагрузки по классам.

Учебный план для всех уровней общего образования является неотъемлемой частью (разделом) основной образовательной программы образовательной организации, разработан на нормативный срок освоения соответствующего уровня общего образования (4 года – для начального общего образования, 5 лет – для основного общего образования и 2 года – для среднего общего образования).

При составлении учебного  плана   общеобразовательная организация руководствуется  следующими нормативно – правовыми документами:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.;

- Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС НОО» № 373 от 06.10.2009г.;

- Приказом Министерства образования и науки «Об утверждении ФГОС ООО» № 1987 от 17.12.2010г.;

 -Приказом Министерства образования и науки РФ №506 «О внесении изменений в Федеральный компонент начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 07.06.2017г.;

 -Постановлением  Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях»;

- Письмом Минобрнауки России № 08-761 от 25.05.2015г. «Об изучении предметных областей «основы религиозных наук и светской этики» и «основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;

- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Аларская СОШ , утвержденной 29.08.2015г. № 74.1-о.д.

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Аларская СОШ, утвержденной  29.08.2015г.№ 74.2-о.д.

-Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Аларская СОШ, утвержденной 29.08.2017г № 67.1-о.д.

-Уставом МБОУ Аларская СОШ, утвержден в 2015г.;

- Лицензией   на осуществление образовательной деятельности

№ 541 от 18.07.2012г.;

- Свидетельством о государственной аккредитации  № 2954 от 16.06.2015г.

При составлении учебного плана учитывались инструктивно-методические рекомендации Министерства образования Иркутской области «О формировании учебных планов и организации внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области, реализующими основные образовательные программы, на 2019-2020 учебный год».

Для классов, реализующих ФГОС  (1-10 классы), учебный план состоит из двух частей:  обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношенийМБОУ  Аларская  СОШ.

            Для классов, реализующих  ФК ГОС  (11класс), учебный план  имеет трехкомпонентную основу: федеральный компонент, региональный компонент и компонент ОУ.

            По решению Совета образовательной организации  и педагогического совета МБОУ Аларская  СОШ  в 1-11 классах утвержден режим 5 дневной учебной недели с продолжительностью урока 40 минут. Для обучающихся 1 класса, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлена 5-дневная учебная неделя с дополнительными каникулами.

Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 дней, летом — 10-12недель.

 

 

Учебный план направлен на реализацию основных  образовательных программ НОО, ООО, СОО  МБОУ Аларская  СОШ и предусматривает решение следующих задач:

·        обеспечение соответствия основных  образовательных программ МБОУ Аларская СОШ требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

·        обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

·        формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для её самореализации;

·        обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

·        обеспечение удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, создание условий для  профессиональной  ориентации  обучающихся, их социализации;

·        сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности, обеспечениевыполнения гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189

 

 

 

 

 

 

 

Начальное общее образование.

Учебный план, реализующий основную образовательную программу начального общего образования (1 – 4 классы), сформирован на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373) с учетом примерного учебного плана начального общего образования Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).

Учебный план для 1-4 классов  разработан на 4-летнее начальное обучение.Учебный план для 1 – 4 классов по ФГОС начального общего образования состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.   В Учебном плане начального общего образования  на 2020-2021 учебный год в необходимом объёме сохранено содержание учебных программ, являющихся обязательными. Они обеспечивают базовый уровень и гарантируют сохранение единого образовательного пространства на территории РФ.  В  учебный план введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Решением родительского собрания (протокол № 3 от 19.02.2019г.) для изучения в 4 классе выбран  модуль «Основы светской этики».

С учетом финансовых возможностей образовательной организации деление на подгруппы при проведении занятий по иностранному (английскому) языку предусмотрено при наполняемости классов выше 20 обучающихся.

 

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.  Часть, формируемая участниками образовательных отношений, состоит из предмета «Бурятский язык» по 1 часу в 1-4 классах. Изучение предмета «Бурятский язык» будет формировать начальные знания  родного языка для представителей бурятского этноса, составляющего большинство обучающихся школы, воспитывать  интерес и уважение к родной культуре.

Начальная школа работает по традиционной системе УМК «Школа России» (1кл, 2кл, 3кл, 4кл).

Формы промежуточной аттестации:

- контрольные работы;

- комплексные проверочные работы;

- тестовый контроль.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное общее образование  по ФГОС (5-9 классы)

Учебный план, реализующий основную образовательную программу основного общего образования (5-9 классы),  сформирован на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897) с учетом примерного учебного плана основного общего образования Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Учебный план для 5-9 классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.  Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

В обязательную часть учебного плана включен предмет «Бурятский язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») по 1 часу в 5 -9 классах.  Этот предмет, а также предмет «Бурятская литература»  включены в часть, формируемую участниками образовательных отношений, с целью более глубокого изучения родного языка обучающимися бурятской национальности, составляющими большинство ученического контингента. В обязательной части в 5-9 классах на изучение предмета «Физическая культура» предусмотрено по 2 часа. Третий час физической культуры будет реализован через занятия детей в спортивных секциях.

В ФГОС основного общего образования включена обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область представлена спецкурсом «Традиционная культура народов Прибайкалья» в объеме 68 часов (по 1 часу в 5,  7 классах).

На ступени основного общего образования деление на подгруппы при проведении занятий по предметам «Иностранный язык», «Информатика и ИКТ», «Технология» предусмотрены при наполняемости классов 25 и более человек.

 

Формы промежуточной аттестации: контрольные работы;   тестовый контроль;        зачеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее общее образование.

Учебный план, реализующий основную образовательную программу среднего общего образования (10-11 классы), сформирован на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации
от 5 марта 2004 года № 1089), с учетом федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации  от 9 марта 2004 года № 1312).

Основной (универсальный) учебный план для 10-11 классов направлен на организацию образовательного процесса, максимально обеспечивающего запросы обучающихся и их родителей (законных представителей).

Инвариантная часть  базисного учебного плана выдерживается полностью.

 Региональный компонент составляют предмет «Регионоведение» (изучение ведется по авторской  программе З.И.Рабецкой  «История земли Иркутской») и спецкурс «Практическая психология».

В компоненте образовательной организации выделены дополнительные часы на предметы и учебные курсы.  В 10 классе это предметы «Алгебра и начала анализа», «Химия», «Биология» (по 1 часу) в целях создания условий для полного изучения  утвержденных программ по данным предметам. В соответствии с  Приказом  Министерства образования и науки РФ № 506 от 07.06.2017года « О внесении изменений в Федеральный компонент начального общего, основного общего и среднего общего образования»  в учебный план включен предмет «Астрономия»  ( 1 час в 11 классе).

Школьный компонент в основной части обеспечивает реализацию заказа и спроса на образовательные услуги учащихся. Он, исходя из целей и задач ОУ, интересов и склонностей учащихся и родителей,  направлен на индивидуализацию обучения, развитие учащихся, расширение знаний  по образовательным областям и предоставляет возможность обучающимся формировать индивидуальный образовательный маршрут за счет посещения спецкурсов, элективных курсов и факультативных занятий.

Факультативные  курсы образовательной области «Филология» способствуют повышению практической языковой грамотности обучающихся, формируют у них навыки правильной письменной и устной речи, способствуют подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации.

Факультативные  курсы образовательной области «Математика» повышают математическую грамотность, развивают интерес к предмету, развивают основы мышления.

              Спецкурсы, элективные курсы образовательной области «Естествознание» укрепляют знания об окружающем мире, способствуют приобретению навыков, применения достижений науки в практической деятельности, формируют широкий взгляд на мир, человечество и природу, готовят обучающихся к социализации.

Спецкурсы и элективные курсы образовательной области «Обществознание» формируют систему знаний по истории и обществознанию, воспитывают гражданина и патриота Отечества, приобщают учащихся к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний.

Все  элективные курсы, спецкурсы имеют программно-методическое обеспечение, допущенное Министерством образования и науки РФ,  а также соответствуют требованиям к программам, прописанным  в Положении об авторских педагогических разработках, утвержденном приказом главного управления общего и профессионального образования Иркутской области от 25.06.2004 г. № 1163.

Формы промежуточной аттестации:   - контрольные работы;

                                                                 - тестовый контроль;

                                                                 - зачеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план, реализующий адаптированную основную образовательную программу  начального общего образования.

 Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу  начального общего образования для обучающихся с  легкой умственной отсталостью,  сформирован на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом рекомендаций   по формированию учебного плана, реализующего АООП  НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (приложение 1 к письму Министерства образования Иркутской области от 1 августа 2016года № 55-37-1441-16).

Учебный план по  АООП  обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26.   Он предусматривает  5-дневную учебную неделю.

По адаптированной образовательной программе будут обучаться  2 ученика на первой ступени обучения и 6 обучающихся на второй ступени обучения  в инклюзивной форме(в составе общеобразовательных классов).

Образовательный процесс организуется по программам специального (коррекционного) обучения  под редакцией В.В.Воронковой, Москва, Просвещение,2011 г. и предусматривает обучение общеобразовательным предметам и внеурочную деятельность.    Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для расширения опыта поведения, деятельности и общения, творческой самореализации, профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.  Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

Коррекционно-развивающее направление включает такие дисциплины, как лечебная физкультура, развитие психомоторики и сенсорных процессов, логопедия, развитие устной речи на основе изучения   предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка.

В целях сохранения единого образовательного пространства образовательного учреждения осуществляется  интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду (проведение совместных воспитательных, спортивных мероприятий, кружковой работы, досуговой деятельности, организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и др.).

 

 

 

 

 

 

Учебный план, реализующий адаптированную образовательную программу для обучающихся  с умеренной умственной отсталостью (обучение на дому).

 

Учебный план для обучения на дому детей с умеренной умственной отсталостью составлен с учетом рекомендаций, изложенных в письме Министерства образования Иркутской области  от 1 августа 2016года № 55-37-1441-16.

По адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам  будут обучаться на дому дети с умеренной степенью умственной отсталости в количестве   3 ученика (3 класс – 2 ученика,  9 класс – 1 ученик).

Учебный план позволяет обеспечить выполнение задач общего образования детей с умеренной умственной отсталостью:

- привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими;

- привитие необходимых бытовых и трудовых навыков;

- обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям;

- коррекция грубых нарушений психофизического развития, и, таким образом, реабилитация этих детей в обществе.