Версия для слабовидящих

Сведения о школе

Психолог советует

Программа родительского клуба «Успех»

  

                    Программа родительского клуба «Успех»

 

Семья является первой, наиболее важной ступенью

вхождения детей во взрослый мир. Родители закладывают

основы мировоззрения, морали, вкусов ребенка.

Самые правильные, разумные, продуманные педагогические

приемы не принесут пользы, если общий тон жизни,

создаваемый в семье, плох.

 

А.С. Макаренко.

      Как социальный институт, главной функцией которого является воспроизводство и воспитание нового поколения людей, семья создает индивидуальную обстановку межличностных отношений, во многом определяющую на годы физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие человека, каждый раз формируя личность - основное богатство общества.

       Еще И. Песталоцци писал, что "материнское чувство, сила отцовского воздействия, семейные добродетели, вся прелесть любви, весь опыт окружающей среды, образование через труд, взаимосвязь всего этого хорошего и его воздействие через узы, объединяющие членов семьи, домашние неприятности и заботы, неизбежные даже в обеспеченных семьях, все это самой природой установленные основы по истине хорошего воспитания". (7, 150)

      Семейное воспитание, основанное на родительской любви к детям и ответном чувстве детей к родителям, дает возможность ребенку, как установлено психологами, наиболее полно проявить свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. В семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, здесь закладываются основы важнейших качеств его личности.

Именно в силу специфики своего влияния семья формирует такие качества личности, которые не может привить ни одно общественное воспитательное учреждение.

      Любовь, которую дети чувствуют от родителей, рождается из любви между родителями. Любовь, которую супруги испытывают друг к другу, изливается на детей. Эта любовь и забота дает детям чувство собственного достоинства и уверенности. Родители терпеливо воспитывают ребенка собственным примером, учат, что значит быть человеком, мальчиком или девочкой, братом или сестрой, мужем или женой, отцом или матерью. В такой семье дети учатся любить, прощать, просить прощения, мириться, быть добросовестными, справедливыми и отважными, уважать права и собственность других, доверять и быть достойными доверия. В такой семье вырастают свободные и ответственные люди. Они учатся владеть собой, быть уверенными в своих силах, строить искренние и глубокие отношения с самыми разными людьми. Они вырастут, вступят в брак, и создадут собственные счастливые семьи. (5, 67)

Вообще, цель воспитания заключается в том, чтобы помочь человеку достичь совершенства, совершенства во всем:

1) совершенства личности, т.е. воспитание должно быть направлено на воспитание совершенной личности;

2) совершенства взаимоотношений в семье, т.е. цель воспитания детей заключается в том, чтобы они выросли совершенными личностями, вступили в брак и, воплощая супружескую гармонию, создали гармоничную семью;

3) совершенства взаимоотношений между личностью и окружающим миром, это значит, что детей надо воспитывать так, чтобы они обладали умением “владычествовать” над природой и обществом на основе Сердца.

Эти идеалы и определяют цель воспитания.

     Специфической характеристикой воспитательного потенциала является именно уровень педагогической культуры семьи. Важными компонентами педагогической культуры семьи ученые считают педагогическую подготовленность родителей (определенную сумму психологических, педагогических и правовых знаний), а также выработанные на практике умения по воспитанию детей.  Понятие "педагогическая культура" включает в себя достигнутый уровень развития тех качеств личности, которые отражают степень зрелости родителей как воспитателей, педагогическая подготовленность воспитателя также зависит от уровня развития педагогических способностей, педагогического мастерства, педагогического такта.

           Предлагаем программу, которая поможет родителям повысить их воспитательскую компетентность посредством участия в тематических встречах родительского клуба “Успех”. Гарантом эффективности работы клуба с родителями являются:

  • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
  • доброжелательное отношение к ребёнку и родителям;
  • заинтересованность педагогов в решении проблем подростка;
  • системный характер работы с родителями.

Тематика родительского клуба должна учитывать современные подходы к воспитанию подростков в семье. Главная задача – заинтересовать родителей и дать им возможность понять то, что им действительно необходимо: педагогические, медицинские, правовые, культурно-просветительские или сексуальные знания. Мотивы и потребности у родителей могут быть различными, но все они требуют определённого подхода и владения неуклонными принципами работы, такими как:

  • отказ от критики участников клуба;
  • обеспечение свободы мнений;
  • уважение жизненных позиций и семейных традиций;
  • удовлетворение жизненного интереса и интеллектуального спроса.

Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.

Задачи:

  • совершенствование  взаимодействия между педагогами, родителями и подростками;
  • помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения;
  • привлечь родителей в жизньшколы на принципах сотрудничества.

Продолжительность реализации: в течение четырёх учебных лет (на период обучения в ОУ)

Участники:родители учащихся, объединённые в группы согласно их запросам по образовательным темам. Формирование группы осуществляется на добровольной основе (по возрасту детей, по актуальным темам), количество участников от 5-10 человек до 20 человек и более при расширенных заседаниях.

Работа клуба предусматривает 1 заседание в месяц, продолжительность встречи 1,5 – 2 часа

Формы занятий:

  • семинар;
  • лекция;
  • вечер вопросов и ответов;
  • совместный досуг взрослых и детей;
  • круглый стол;
  • кинопросмотр;
  • мини-тренинг.

Форма общения - свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия в клубе. После каждой встречи проводится короткое обсуждение её результативности.

 

 

Методические средства, используемые на занятиях:

  • групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
  • анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
  • информирование-это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
  • тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия
  • диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т.д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.

Рекомендуемое оборудование и оснащение:

  • фотоаппарат или видео;
  • проектор, компьютер;
  • канцелярские принадлежности;
  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал.

Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (7-10 человек) и обсуждении определённых тем целесообразно устраивать чаепитие.

Прогнозируемый результат:

В процессе встреч в родительском клубе родители становятся более внимательными к своим детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности.

У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное признание необходимости автономии подростков, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.

В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Мониторинг эффективности данной программы осуществляется на всех этапах её реализации: через анкетирование участников, тест родительского отношения А.Столина-А.Варги, а также в ходе индивидуального консультирования детей и родителей, при получении информации от классных руководителей, психолога, социального педагога. Путём открытого обсуждения совместной деятельности организаторов и родителей осуществляется поиск оптимальных форм и методов воспитания в семье.

Этапы реализации программы:

1.     Формирование групп, знакомство.

2.     Тематические занятия.

3.     Итоговое занятие, рефлексия.

Тематическое планирование работы клуба “Успех”

№ п/п

Тематика

Форма проведения

1.

«Работа над ошибками»

Круглый стол. Обсуждение работы клуба «Успех»

2.

«Все мы родом из детства»

Профилактическое занятие с элементами тренинга.

3.

«Наш сложный, но интересный мир»

Психологическая гостиная

4.

«Мы разные»

Мини-тренинг

5.

«Наказание. Как быть?»

Семинар

6.

«Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому…»

Душевный разговор. Рефлексия

7.

«Самооценка, как решающий фактор развития»

Проблемная лекция. Рефлексия

8.

«Компьютер ребёнку друг?!» (информационная безопасность)

Круглый стол

9.

«Роль отца в воспитании детей»

Конференция пап

10.

«Построение жизненных перспектив»

Деловая  игра

11.

«Невидимая связь» (роль старшего поколения в воспитании)

Круглый стол

12.

«Меняем стереотипы на …»

Вечер вопросов и ответов

13.

«Есть ли у родителей свои права?»

Брейн-ринг

14.

«Семья года»

Конкурсная программа

15.

«Умеем ли мы общаться?»

Беседа с элементами тренинга

16.

«ВЫ  - мне, Я –Вам!»

Аукцион советов

17.

«Как найти общий язык?»

Просмотр социальных роликов

18.

“Папа, мама, я –дружная спортивная семья»

Спортивный семейный праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Положение о родительском клубе “Успех”

1. Общие положения

1.     Настоящее положение направлено на реализацию целей и задач деятельности клуба и образовательного учреждения.

2.     Положение регулирует деятельность родительского клуба.

3.     Положение определяет направление деятельности родительского клуба и взаимодействие всех участников.

4.     Клуб обеспечивает оказание психолого–педагогических услуг, руководствуясь законом РФ “Об образовании”, Семейным кодексом, потребностями и интересами родителей с учётом традиций семейного воспитания.

2. Основные функции клуба

1.     Обеспечение условий для обмена педагогическим опытом.

2.     Содействие развитию педагогической компетентности родителей.

3.     Создание условий для неформального общения родителей и педагогов.

4.     Взаимодействие педагогов с семьёй для полноценного развития подростка.

3. Организация деятельности.

1.     Клуб организуется при наличии санитарно-гигиенических условий в месте проведения собраний, соблюдений правил пожарной безопасности, а также психолого-педагогических требований к этому виду работы, определяемых нормативными документами о деятельности психолога в образовании.

2.     Клуб для родителей создаётся на основе социального заказа, по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

3.     Режим работы клуба определяется условиями и возможностями учреждения, участников клуба, потребностями родителей.

4.     Руководителем клуба может быть социальный педагог, педагог-психолог либо другой компетентный, прошедший специальную подготовку педагог образовательного учреждения.

5.     Длительность встреч регулируется программой, тематикой, условиями работы и составляет 1,5 – 2часа 1 раз в месяц.

6.     Зачисление в клуб осуществляется руководителем клуба на основании устной заявки родителей.

7.     Наполняемость (численность участников) от 5 до 20 человек (в зависимости от содержания, тематических встреч).

8.     Содержание работы клуба регулируется через тематические встречи различных форм согласно перспективному планированию и программой, утверждённой руководством сетевого клуба, запросами участников клуба.

9.     Деятельность клуба может быть прекращена по инициативе администрации образовательного учреждения или в связи с отсутствием социального заказа.

4. Функции руководителя родительского клуба.

1.     Руководящая – ведущий осуществляет методическое обеспечение, предлагает программу;

2.     Экспертная – ведущий помогает участникам провести анализ работы, происходящего, конкретной ситуации;

3.     Аналитическая – ведущий обобщает и комментирует происходящее;

4.     Посредническая – организация общения родителей друг с другом

5.     Мобилизующая – ведущий мобилизует усилия родителей на решение проблем, создаёт в группе условия для эффектного взаимодействия;

6.     Консультативная – обеспечение родителей необходимо информацией, ответы на их вопросы.

5. Финансирование.

1.     Деятельность клуба осуществляется при финансовой поддержке из фонда образовательного учреждения исходя из содержания и тематики встреч.

2.     Участники клуба могут оказывать спонсорскую помощь на основании договора дарения.

6. Права и обязанности сторон.

1.     Участниками клуба являются родители и другие члены семьи подростка, посещающего данное учреждение.

2.     При необходимости права и обязанности определяются Уставом клуба.

7. Контроль.

1.     Контроль работы родительского клуба осуществляется руководителем клуба при поддержке администрации образовательного учреждения.

Алгоритм организации мероприятий с родителями.

Время проведения

Действия специалистов ОУ

За месяц до мероприятия

Проведение анкетирования по выявлению актуальных вопросов воспитания, ознакомление родителей с результатами анкетирования, целевое наблюдение в группах, собеседование, установление профессиональных контактов с помогающими специалистами (психологом, врачом и пр.)

За неделю

Объявление о мероприятии согласно правилам реклам. Планирование мероприятия совместно с другими специалистами, дополнительное информирование по телефону отдельных родителей, анализ продуктов деятельности детей по теме. Подготовка раздаточного материала, выставка книг по теме и пр.

За день

Составление развёрнутого плана мероприятия, дополнительное информирование отдельных родителей по телефону, подготовка раздаточного материала, дополнительная реклама.

За час

Подготовка места проведения (обеспечение физического комфорта, соблюдения этических норм).

Настрой ведущих на предстоящую работу.

Проведение мероприятия

Через час

Обработка отзывов, самоанализ.

Через день

Изготовление фотогазеты с использованием отзывов, наглядная информация по прошедшей теме, “ящик вопросов” и пр.

Через неделю

Обновление наглядной информации по теме встречи, ответы на вопросы родителей, индивидуальные консультации.

Через месяц

Анкета для участников по изменению семейной роли, наблюдение заявленной ситуации психологом и пр.

 

Клубные правила

1.     Стараемся слушать и слышать друг друга.

2.     Кратко, чётко, аргументированно высказываем свои мысли, не забывая при этом об основной теме.

3.     Обсуждаем проблему, а не личность.

4.     Реализуем правило “здесь и сейчас”.

5.     Говорим только от своего имени.

6.     Принцип конфиденциальности