Версия для слабовидящих

Сведения о школе

 27 октября

                                                                        Повестка:

1.      Формирование информационной  компетентности участников учебного процесса»      (Дабанова Л.Г.)

2.      Работа с текстом. Понимание смысла фрагмента текста.  Использование при написании сочинений.    (Петинова М.А.)

3.      Особенности организации учебной деятельности  школьников  в зависимости от возрастных особенностей.  (Булгатова О.Г.)

 

Дабанова  Л.Г. Информационная компетентность  – одна  из основных составляющих профессиональной компетентности педагога.

И/к  в условиях нашей школы  заключается, прежде всего,  в качестве действий, обеспечивающих:

- поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям пед.процесса и дидактическим требованиям;

- формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами;

грамотное использование  компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОРов.

В условиях множественности информаций  очень важно и учителю уметь определять  самую нужную, важную, необходимую, и учить этому школьников. Так, ученики начальной школы должны научиться:

- правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением всех правил чтения) и про себя;

- определять тему и главные мысли текста при его устном и письменном предъявлении;

- владеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, работы на компьютере;

- представлять материал в табличном виде;

- упорядочивать материал по алфавиту и числовым параметрам ( возрастанию и убыванию).

В 5-11 классах ученики должны уметь:

- искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

- извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и т.п.);

- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели ( полно, сжато, выборочно);

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и т.п.);

- адекватно воспринимать устную речь и передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде;

- свободно работать с текстами художественного, публицистического, официально-делового стилей, понимать их специфику;

- владеть навыками редактирования текста, создания собственного текст;

- составлять планы, тезисы, конспекты, приводить примеры, приводить аргументы, формулировать выводы;

- отражать в разных видах результаты своей деятельности;

- перефразировать мысль ( объяснять  «иными словами»).

Всему этому надо учить. Возможно, когда не получается проводить ее в условиях урока, надо организовать специальную работу: написать программу, получить  тарифицированное время, и проводить специальную  учебу на уровне начальных и средних (5-7 ) классов.

Петинова М.А.  рассказала из опыта работы по данной теме про работу с текстом ,  привела различные  приемы работы по  пониманию  смысла текста.  Это, прежде всего, постановка вопросов. Учу ребят  не ждать вопросов от учителя,  самим ставить вопросы и отвечать на них. Прием  подчеркиваний,  выписка отдельных ключевых слов, фраз.  Особое внимание уделяю перефразированию текстовых положений . Это особенно важно в условиях слабой лексической подготовленности обучающихся. Учитывая важность формирования информационной компетентности,  адаптировала  программу  «Особенности написания сочинений»  в 10 классе. Надеюсь получить результат в будущем году при написании ЕГЭ-сочинения.

Булгатова О.Г. Психологи отмечают, что и\к главным образом развивается в исследовательской деятельности. Отсюда, важная задача – активизировать обучение, придав ему творческий характер, таким образом, передавать инициативу учащемуся в организации своей познавательной деятельности.

Реализовать компетентностный подход при организации деятельности младших школьников при соблюдении определенных психологических условий:

- выбор игровых форм;

- новизна, необычность исследуемого материала с какими-то представлениями школьников;

- интерактивные методы обучения;

- включенность всех ребят в деятельность;

- создание ситуации успешности;

- завершенность исследования .

В 5-9 классах ученики не всегда осознают роль теоретических знаний, чаще всего они связывают их с личными, узкопрактическими целями. Школьников этого возраста начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины возникновения. Для них хоть и характерна установка на запоминание, но в то же время , в отличие от младшего школьника, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышлений развивается и критичность. Подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.  Здесь важно учитывать т.н. возрастной кризис – противоречие между желаниями подростка и его реальными возможностями.

Предложения: 

1.      Работу по формированию информационной культуры  школьников проводить в системе всем учителям;

2.      Продумать возможность организации работы по специально созданным, адаптированным программам;

3.      Расширить круг детей, занимающихся в НОУ.